22.07.2010

"Агата Кристи". Альбом "Эпилог"

Вот и отыграла «Агата Кристи» свой финальный концерт. Это случилось в рамках фестиваля «Нашествие» 10 июля 2010 года. К такому событию приурочен выпуск последнего альбома под названием «Эпилог» и документального фильма о группе.

Решение братьев Самойловых закончить проект «Агата Кристи» для кого-то стало шоком, кто-то сказал – давно пора. Но вряд ли в тот момент многие понимали истинные причины такого поступка. И хотя я правильно угадал тогда вектор творческих противоречий между братьями (те, кому излагал свою точку зрения, не дадут соврать), но и я тогда не мог предположить, что всё так серьёзно. Ведь нового глебовского проекта я ещё не слышал и не знал, кто из братьев какие песни написал для «Эпилога». Как обычно, ответы на большинство жизненных вопросов содержатся в самом творчестве группы. Вот и последний альбом «Агаты Кристи» - «Эпилог» - прекрасно иллюстрирует ответ на вопрос: почему он последний. Ассоциативность в текстах песен, как обычно, присутствует, но на этот раз она очень проста и понятна.

Не вдаваясь сейчас в нюансы того, как принимаются те или иные решения внутри коллектива, хочу отметить, что на выходе у «Агаты Кристи» почти всегда получается продукт оригинальный. Таковым явился и «Эпилог». Это беспрецедентный случай за всю историю группы, когда авторство песен в альбоме между Вадимом и Глебом ровно 50х50, то есть пополам. Шесть песен за полным авторством Вадима и шесть за - Глебом. Я уже не говорю о том, что Вадим долгое время вообще не баловал слушателей своими песнями в составе «Агаты Кристи». Так вот каждые шесть песен (из двенадцати на новом диске) – можно воспринимать как два мини-альбома – настолько они разные. Однако в «Эпилоге» они не разделены, а наоборот смешаны – идут по очереди: песня Вадима, песня Глеба, снова песня Вадима, снова Глеба и т.д. Анализируя эти два мини-альбома, можно понять, что векторы творчества братьев стали противоположны. Их лирические герои обладают настолько разными характеристиками, что вместе им никак не ужиться.
В чём же отличие двух половинок, двух лирических героев, которых представляют на «Эпилоге» Вадим и Глеб?

Лирический герой Вадима прошёл огонь, воду и медные трубы, этот опыт его закалил и умудрил. И теперь он если не с оптимизмом, то, по крайней мере, философски смотрит на жизнь, на будущее. А у героя Глеба, несмотря на то, что, вроде как, тоже прошёл примерно тот же путь, что-то сломалось и в речах его сплошной пессимизм и упадок. Лично я сам никогда не отличался особым оптимизмом, но обвинять в неприглядности бытия весь мир, кроме себя – это, извините, уровень пятнадцатилетнего школьника (видимо, не случайно новые творения Глеба и The Matrixx звучат в сериале «Школа»)

Вадим с надеждой смотрит в будущее:
Другие облака,
Наверное, нас ждут,
Другое небо позовет.

Лирический герой Вадима позиционирует себя как творец своей собственной судьбы, призывает к действию и обновлению:
Начала нет и нет конца,
Раскрасим жизнь во все цвета.
Как в первый раз сейчас и снова
Всё раскрасим по-другому.

То есть он хочет видеть жизнь во всех её цветах и готов не жалеть для этого красок. Если вокруг всё серое, то почему бы не начать с себя, со своего уголка и самому не уничтожить эту серость?

У Глеба всё наоборот:
Всё ты знаешь, я же тоже знаю -
Все на свете кончится ничем.
я хотел бы умереть красиво.

Вот так категорично. Ничего не остаётся, как только умереть красиво

Вадим не отрицает падения, но после падения бывает взлёт. Кроме того, прекрасно понимает, что не он первый и не он последний на этом пути. Не с него жизнь началась и не им закончится:
Удивляться и влюбляться,
Падать вниз и подниматься.
Эти камни знали многих,
От любви так много боли.
Много слёз и алкоголя,
На душе потом мозоли.
Мышцы сердца коченеют,
Подойди я подогрею

Опять мы видим действие – «подойди, я подогрею». Герой Вадима готов помогать другим и через это поднимается и очищается сам.

Отношение героя Глеба к миру совсем иное, озлобленное:
Когда придут забирать на небо
Или отправить в ад
Я остался ещё на земле бы
Показать всему миру fuck!

Лирические герои Вадима и Глеба существуют, как бы в разных плоскостях. И мысли, поступки, проблемы у них разные.

Философия и мудрость героя Вадима:
Да будет Тень! Да будет Свет!
Я проживу эоны лет,
Пока пойму, что у меня
Есть только ты и только я.

Не хочу другой судьбы,
Где есть не я, где есть не ты.
Благодарю сейчас и здесь
За всё что нет и всё что есть.

В философии же героя Глеба любовь – лишь товар. Нет жизни, только пессимистический фатализм и безысходность:
А в небе все ходы записаны,
А дома все дела закончены.
Все счета закрыты,
Вся любовь оплачена.
А в небо все билеты проданы.

В своём новом проекте The Matrixx Глеб идёт ещё дальше. Если разбирать тексты песен, то на лицо весь набор подростка, находящегося в состоянии войны со всей вселенной. Хорошо знакомый юношеский максимализм. Но как это вяжется с образом уже совсем «неподростков» из «Матрицы»?

Принципиальная разница лирических героев Вадима и Глеба ещё и в том, что герой Вадима - active, то есть он делает это. А герой Глеба (passive) как бы не наделён субъектностью - делает не он, а делают с ним. Быть может, герой Глеба по-другому просто не умеет и это не катастрофа, этот очень распространённый способ существования. Но признаться в этом ему, очевидно, мешают какие-то комплексы, пубертатный период, что ли, как ни странно это звучит применительно к сорокалетнему дядьке :) . В своей пассивной позиции он обвиняет всё мироустройство. Странно прийти к такому выводу после достаточно ярких и интересных образов, отражённых в поэзии, например, альбомов «Ураган» или «Чудеса». Куда-то исчезла самоирония. «И это очень жаль».

Однако, несмотря на такую разновекторность образов, альбом получился на удивление цельным. Думаю, прежде всего, за счёт ярких аранжировок, сделанных с фантазией. Когда ещё не было студийной записи, и новые песни исполнялись музыкантами на концертах, некоторые из композиций казались недодуманными в музыкальном плане, блёклыми. В студийной же версии нескучно звучит даже «Подвиг», который, казалось бы, давно уже набил оскомину. Альбом очень живой и драйвовый. Впервые с 1988 года мы слышим в записи живые барабаны, много гитарных партий. При этом, аранжировки звучат очень современно.

Главной песней в альбоме для меня была и остаётся «Сердцебиение». Не даром она звучит и в финале фильма о группе. Хотя и другие песни Вадима не уступают – «Пароль», «Эпилог», «Алхимик», «Разные люди», «Небытие». Не могу сказать, что песни «Агаты» раньше меня не цепляли за живое, но лирика композиций «Сердцебиение» и «Пароль» проникла на невиданные ранее глубины. За что Вадиму отдельное спасибо.

Из глебовских отмечу забавную песенку «В такси», и, конечно же, «Дорогу». Символично, что она завершает альбом, демонстрируя разные пути лирических героев Глеба и Вадима. Первый кричит - «Зажраться!», второй – «Не сдаться!» Каждый выбирает свой путь, свою дорогу. «Кого-то чёрт, а кто-то сам».

Документальный фильм о группе, который вышел вместе с альбомом «Эпилог», снят, на мой взгляд, неплохо. Хотя место для критики всегда найдётся. Сторонние люди, делающие видеопродукт о каком-либо коллективе, нередко вызывают гнев его поклонников, которые при любом раскладе несоизмеримо лучше осведомлены о том, что происходило и происходит с их кумирами. Этой части публики трудно угодить. Они очень болезненно реагируют на любые неточности в описании, хронологии событий и бардак с дискографией. И сами при возможности сняли бы кино о группе :) .
В данном документальном фильме достаточно выпукло выглядит самое начало творческой деятельности «Агаты Кристи» и её финал. А вот многие интересные этапы пути освещены слабо или вовсе не упомянуты.
Кто-то, очевидно, будет в недоумении от использованных в фильме интервью с Киркоровым и Пугачёвой, которые, отвечая на любой вопрос, прежде всего, рассказывают о себе любимых. Кого-то раздражает слишком много Козырева, вечно пытающегося казаться оригинальным. Но в целом, повторюсь, фильм неплохой. И достаточно сильный финал заставляет закрыть глаза на многое, что могло не понравиться по ходу повествования.

Подводя итог, хочу сказать, что альбом «Эпилог» - очень достойный финал творческого пути «Агаты Кристи» длинною в 22 года.
Часто последние творческие выжимки разваливающихся групп представляют собой нечто крайне жалкое. Но «Агата» не была бы «Агатой», если у них было бы «как у всех». В альбоме «Эпилог» есть всё для того, чтобы он мог считаться одним из самых сильных альбомов группы и уж, конечно, все шансы стать главным музыкальным событием года.

Самый насущный вопрос для всех, кто узнаёт об окончании проекта «Агата Кристи» - что же будет дальше? А дальше – у Глеба уже функционирует новый проект «Глеб Самойлоff & The Matrixx»; у Вадима - пока только планы создать свою группу; новый проект Андрея Котова (экс-барабанщика «Агаты») уже приобрёл реальные черты и выглядит весьма заманчиво. Очень надеюсь, что Андрей доведёт работу до конца, и она увенчается-таки выпуском полноценного диска. Пока это всё.

В любом случае, спасибо «Агате Кристи» за двадцать два совместных года, спасибо Вадиму и Глебу Самойловым, Александру Козлову и Андрею Котову. Спасибо за песни, за бурю эмоций, взлёты и падения, «за всё, что нет и всё, что есть»…


Видео. Агата Кристи - "Эпилог"


© В.Пронин

Материалы блога по теме:
"Агата Кристи": последний концерт в замочную скважину.
"Песни для Аллы или Рок без рока"
Вадим Самойлов и Маша Макарова - "Расскажите, птицы"
Вадим Самойлов в гостях у Аллы
Теле-эпилог "Агаты Кристи"
Эпилог "Агаты Кристи"

14 комментариев:

  1. Очень хорошая статья, спасибо автору огромное.
    Думаю, тем, кто давно слушает «Агату Кристи», сложно было взять на себя смелость и «разделить» братьев, будто препарировать «Агату», противопоставляя Глеба Вадиму или наоборот. Но иначе нельзя было – это получается поневоле... Потому что группа прекратила свое существование. И автору статьи удалось толково объяснить причину распада. Главное, на что он обращает внимание, - это то, что красноречивый ответ - в песнях последнего, прощального альбома «Эпилог». И доказывает (как это ни печально, конечно...) Других доказательств и различных домыслов о причинах распада и не нужно...
    Искренне жаль, что получилось именно так. Но, видимо, по-другому уже и не могло быть. Вправе ли мы осуждать чью-то жизненную позицию, к примеру, бунт-протест-всему миру-fuck от Глеба? Нет, ни в коем случае. Но и «Агаты» больше нет... Слишком печально, если это логическое завершение, точка, финал...
    ...А может, все еще будет?.. К примеру, лет через 5? Все-таки 22 года вместе – это не год и не два... Да и братья все-таки... Как говорится, чем черт, который «кого-то несет» («а кто-то сам»), не шутит...

    ОтветитьУдалить
  2. сказать честно не люблю рецензии, написанные по принципу "капитан очевидность, соберу-ка я все факты"
    хочется больше субъективизма, котла чувств бурлящих
    так интереснее;)

    ОтветитьУдалить
  3. >хочется больше субъективизма, котла чувств бурлящих
    так интереснее

    Кому как.. Субъективизма тут достаточно, на мой взгляд. А крайние формы восторга или негодования, в основном , присущи молодым людям, фанатам. Кому это может быть интересно? Только таким же фанатам или антифанатам, чтобы подраться или поспорить до хрипоты, например :). Мне это неинтересно.

    ОтветитьУдалить
  4. ну почему, бывает интересно просто так побродить по форумам, посмотреть кто как воспринял для себя ту ли иную песню, здесь же ничего нового или достаточно глубокого для себя не прочитала. не наезд!:)

    статья приятная, но я бы дала прочитать её человеку перед прослушиванием Эпилога, как рекламку, не более

    ОтветитьУдалить
  5. Ну, пардон, я выразил свои мысли так, как счёл нужным. Побродите ещё по форумам, может найдёте что-то более глубокое.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте! А мне понравилось.))))Напоследок приятно было прочитать Вашу статью, Владимир.Спасибо.Грамотно, объективно, профессионально.Просто уж очень надоели язвительные и злорадствующие статейки. А тут...Всё так по полочкам разложили.С первых строк видно, что человек знает о ком и о чём пишет ))))))Радует, что по-доброму и с интересом.)))) Только теперь придётся отбиваться от людей, для которых творчество Глеба Рудольфовича неприкосновенно...))))))))
    Почему Вы считаете, что он обвиняет весь мир, кроме себя.С этим утверждением можно поспорить.Да, Глеб пессимист, но всё-таки пытающийся по-своему, как только он может: через боль, эмоции, которыми начинены его песни, донести до людей свою философию жизни.Показать, что уже настало время менять и меняться.Может это и максимализм, но он до конца честен со своим слушателем.За это и любят...))))))))

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, Nadin_tnv.
    Что касается творчества Глеба, то во-первых, это моё мнение. Во-вторых, честность со слушателем и вектор творчества как и пессимизм/оптимизм - разные вещи. Можно совершенно честно пропагандировать фашизм, но я никогда не соглашусь с тем, что это хорошо.

    >Почему Вы считаете, что он обвиняет весь мир, кроме себя.С этим утверждением можно поспорить

    Это не я так считаю. Я только привёл некоторые цитаты, подтверждающие полную безысходность.
    Причём, заметьте, цитаты только из "Эпилога". Если копнуть в песни для "Матрикса" - там всё куда печальнее и совсем не так безобидно. Но я не хотел бы в этом копаться. Рецензия посвящена "Агате", а не "Матриксу".
    Возможно, у Глеба сейчас такой период. Я ему искренне желаю, чтобы он как можно быстрее закончился.

    ОтветитьУдалить
  8. ))))))))))
    Глеб Рудольфович своеобразный человек и "копание в его голове" никогда не приводило к единому мнению поклонников АК, а сейчас и Матрикс. )))))))) "...И только небо знает правду...", ну и Глеб Рудольфович...))))))))))
    Всего Вам хорошего.Удачи.

    ОтветитьУдалить
  9. Отличная рецензия, браво!
    Первая действительно хорошая, пожалуй, что попалась в открытом источнике (не на фан-сайтах).

    Есть конечно вещи с которыми не совсем согласен, в частности:
    - по качеству песен между братьями (мне лично больше всего нравятся "В Такси" и "Билеты проданы", в то же время "Небытие" считаю самой слабой на альбоме, в "Пароль" въезжал долго - но сейчас уже тоже одна из любимых) - но тут как говорится на вкус и цвет
    - у меня ощущения что Глеб настолько в нигилизме и отрицании не сложилось лично, скорее тут бунтарство некое – но оно всегда русскому року свойственно было, страшного в нем наверное ничего нет, скорее готовность к жертве, правда ощущение что сам "герой" не понимает пока, ради чего она, эта жертва – лишь осознает, что нужны кардинальные меры ("надо сразу все отдать, и нельзя наполовину..."), и рвет связи с прошлой жизнью ("...вся любовь проплачена, все счета закрыты"), но куда и зачем теперь идти... тут "дорога", а скорее развилка...
    - Подвиг зазвучал по-новому, конечно, но все-таки феерические ударные от Снейка были на порядок интереснее чем ровный ритм Баранюка, вошедший в итоге в альбом... конкретно эта песня ИМХО потеряла... но в целом по сути согласен, и действительно, хоть и автором большинства песен АК является Глеб, фирменный "Агатовский" звук это заслуга именно Вадима. Особенно его нехватка чувствуется в песнях "Матрикса" - если на концерте звучание и энергетика мне понравились, то выложенные на сайте студийные версии песен - хоть вешайся......

    Впрочем, я не хотел на самом деле сделать из этого поста некое "в целом согласен, но на самом деле нет", жаль если в итоге так получилось - на самом деле просто хотел поделиться парой своих соображений, ну и главное – высказать огромный респект за этот текст.

    ОтветитьУдалить
  10. Рецензия на мой взгляд в точку.
    Слишком разными они стали и это слышно в каждой песни последнего альбома. Что касается нового проекта Глеба, то мне здается, что он или с ума сошел или на тяжелой наркоте его писал, лично у меня этот альбом вызвал омерзение. А сердцебиение их лучший альбом, все песни класные. Давно надо было Вадиму начать писать песни (хотя они были, но мало) , разбавляя шизофрению Глеба. В этом альбоме половина-наполовину, оптимальное сочетание, поэтому и альбом один из лучших.

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за грамотную и интересную рецензию! К сожалению, и сейчас ситуация с лир.героями и мировоззрением братьев не изменилась... Единственное, с чем совсем не согласна, - что альбом Эпилог можно сильным назвать, но это чисто мое восприятие)

    ОтветитьУдалить
  12. Грамотная статья. Видно, что автор действительно хорошо знает тему и разбирается в том, о чём пишет. Вот только обвинения Глеба испортили впечатление от хорошей статьи. Да, разделение творчества братьев справедливое, но зачем же укорять Глеба?

    "А у героя Глеба, несмотря на то, что, вроде как, тоже прошёл примерно тот же путь, что-то сломалось и в речах его сплошной пессимизм и упадок" - это не пессимизм, а реальный взгляд на мир, без розовых очков. Жить в таком безумном мире и быть оптимистом - это глупо; надежда на что-то лучшее впереди - это иллюзия. Глеб же, как честный правдоруб, просто называет вещи своими именами.

    "Лично я сам никогда не отличался особым оптимизмом, но обвинять в неприглядности бытия весь мир, кроме себя – это, извините, уровень пятнадцатилетнего школьника" - ничего подобного. Опять же, это реальный взгляд на окружающую действительность. Я понимаю Глеба. Похожий герой вырисовывается в концептуальном альбоме "Майн кайф?". У человека изначально были светлые идеи, возвышенные мечты, но вырастая и обжигаясь всё чаще и чаще, жестокий мир превратил его в злобного убийцу. Всё вполне объяснимо, на всё есть свои причины.
    Или же альбом "Ураган", вот объяснение самого Глеба: "У нас было жуткое истощение, была попытка уйти от шоу-бизнесовой реальности в наркотики. Все это дало жуткое разочарование в том, во что раньше верил, и слабую надежду на то, что есть нечто, во что можно верить. Так и все песни этого диска с одной стороны - ощущение трагичности происходящего: "Все мои игрушки, мама, разметало ураганом. Нету больше сказки..." - констатация факта, но с другой стороны, тоска по утерянному раю, уверенность в существовании чего-то неземного и горечь из-за невозможности это уловить."
    А намёк на сериал «Школа» вообще не к месту - Глеб не имел к его созданию никакого отношения, это всё его бывшая пассия.

    "В философии же героя Глеба любовь – лишь товар. Нет жизни, только пессимистический фатализм и безысходность" - вам, вероятно, нравится называть реалистичный взгляд на мир пессимизмом, или вы ещё не сняли розовых очков. Разуйте глаза и посмотрите на то, что творится вокруг: "Смерть, стыд, срам, грязь,
    Педерастия духа, власть, мразь..." Разве Глеб не прав? Как есть, так он и говорит. Только большинство людей предпочитают этого не замечать, им свойственно верить в свет в конце тоннеля и носить розовые очки. Глеб молодец, что открывает думающим людям глаза на нашу действительность. Я не знаю певца правдивее и честнее, чем Глеб Самойлов.

    "В своём новом проекте The Matrixx Глеб идёт ещё дальше. Если разбирать тексты песен, то на лицо весь набор подростка, находящегося в состоянии войны со всей вселенной. Хорошо знакомый юношеский максимализм" "..." "пубертатный период, что ли, как ни странно это звучит применительно к сорокалетнему дядьке В своей пассивной позиции он обвиняет всё мироустройство. Странно прийти к такому выводу" - тут уже изначально хорошее впечатление от статьи испортилось окончательно. Статья плавно перетекает в восхваление Вадима и обвинение Глеба. Я не против Вадима, мне тоже нравится его сольное творчество, особенно песни "Январь" и "После жизни". Тем не менее, я всегда за правду и логику, а не иллюзорный оптимизм. А правда нашей жизни такова, какой её описывает Глеб, и логика подсказывает, что ничего хорошего от этого мира ждать не стоит. Просто Глеб лучше всех понимает этот мир. А людям тяжело признать горькую правду, вот и вам тоже.

    P.S.: Всё же, ссылку на вашу статью у себя в соц. сети я разместил.

    ОтветитьУдалить
  13. Абсолютно согласна с комментарием - выше моего!! Просто и добавить нечего. Я тоже читала и возмущалась тем, что люди носящие "розовые очки" - навязывают свои иллюзии другим. Как раз "уровень пятнадцатилетнего школьника" - не у Глеба, а у тех, кто до гробовой доски, не смотря на то, что уже давно взрослые люди - ПРОДОЛЖАЮТ ЖИТЬ В ИЛЛЮЗИЯХ И НАЗЫВАТЬ РЕАЛИЗМ - ПЕССИМИЗМОМ.. и видимо не хватает смелости и адекватного взгляда на этот мир и реальность, чтобы просто называть вещи - СВОИМИ ИМЕНАМИ и трезво понимать - ЧТО ЕСТЬ ЧТО. Да что там говорить, автор комментария выше моего - уже всё чётко сказал, просто ОТЛИЧНО! и респект - ЭТОМУ автору!:)





    ОтветитьУдалить