25.12.2009

Доктор Кинчев и его "Алиса"

Сегодня свой 51 день рождения отмечает лидер группы "Алиса" Константин Кинчев. Фигура достаточно культовая, чтобы не пройти мимо. Тем более, что на протяжении многих лет "Алиса" была моей любимой группой.
Всё началось в 1985-м, когда Кинчев пришёл в уже существующую "Алису", руководил которой С. Задерий. Ничем выдающимся до этого времени группа не славилась. С приходом Кинчева ситуация резко изменилась. Первая же пластика "Энергия" имела  большой успех. Помню, что в «Хит-параде ТАСС» этот виниловый диск очень долго и прочно занимал первую строчку, а найти его в магазинах было крайне затруднительно. Но лично мой "въезд" в творчество группы произошёл после выхода в 1987-м альбома "БлокАда". Он был невероятно популярен среди молодёжной аудитории, к которой я как раз в то время и относился. А уж после появления "Шестого лесничего" в 1989-м, "Алиса" прочно заняла верхнюю строчку моего личного рок-хит-парада. Я уже к тому времени во всю стучал на барабанах в группе, и часть нашего репертуара помимо «наутилусов», «альянсов» и другой модной тогда музыки составляли и песни «Алисы» - «Красное на черном», «Театр теней», позже «Кибитка», «Плач» и др..

Надо отметить своеобразность того времени. 1985-1991 гг – так называемая «перестройка», а по сути активная подготовка к развалу страны. Но об этом мы, тогдашние подростки, как водится, «самые умные» и не желающие слушать старших, узнали значительно позже. А в то время, разумеется, вместе со всей «передовой общественностью» кипел и «наш разум возмущённый».
Молодежи всегда нужен лидер. Лидер должен быть авторитетным. И для большой части молодежи таковым стал Кинчев. Идея общества потребления ещё не овладела умами населения, и быть человеком с активной жизненной позицией было очень модно. Энергичный, харизматичный, отлично смотрится на сцене, пишет небесталанные стихи, поёт песни… Да и вне сцены – в интервью ведёт себя без «понтов», говорит просто. А случай с газетой «Смена» вознёс авторитет Кинчева в глазах молодежи просто на невиданную высоту.
Некому журналисту этой газетки на концерте «Алисы» вместо слов песни «Эй, ты там, на том берегу!» послышалось «Эй, Гитлер, на том берегу!» Этого было достаточно для того, чтобы в одном из номеров издания опубликовать статью о фашистской направленности творчества группы «Алиса». Это сейчас, когда первые лица России кладут цветы на могилы фашистских пособников, проявлениями фашизма никого не удивишь. А тогда это было чем-то совершенно невообразимым. Кинчев подал на газету в суд и… выиграл дело! Газета принесла извинения исполнителю.
Это я описал в двух словах, а тяжба была долгой, освещалась в прессе. После этого случая Кинчев стал просто героем в глазах молодежи. Мелкие случаи, когда его задерживали сотрудники милиции по разным поводам, только способствовали росту популярности рок-звезды.
Кроме номерных альбомов, на кассетах ходили многочисленные записи, сделанные с акустических концертов Кинчева. И они были востребованы аудиторией. Даже я, для которого всегда важна была инструментальная аранжировка, не чурался этого «бардовского варианта» и нередко слушал такие концертные записи.
Итак,  в 1989-м вышел «Шестой лесничий». Мы увидели несколько иного Кинчева – вдумчивого, не чурающегося попыток разобраться в сложных политических процессах. По звуку и стилистике «Шестой лесничий» попал точно в «десятку» моих тогдашних музыкальных предпочтений. Альбом очень яркий, пожалуй, мой любимый из «Алисы». Поэтому «Ст. 206 ч.2» остался тогда почти незамеченным. Чего нельзя сказать о двойном альбоме «Шабаш» (1991 г). Его решили записать в форме имитации концертного выступления. И хотя часть песен была не нова, остальные очень полюбились. Да и «Ко мне», песня из альбома «Энергия», на мой взгляд, зазвучала гораздо убедительнее.
Далее был сказочный «Для тех, кто свалился с Луны» (плюс отснятый и выпущенный студией «Мороз Рекордс» концерт на видео) и несколько шокирующий «Чёрная метка». Последний застал меня во студенчестве, во время сдачи сессии. Это был хороший стимулятор J. С тех пор, я перестал следить за творчеством «Алисы». Лишь однажды, по чьей-то наводке, вспомнил о них и купил диск «Стать севера». Это было в 2007-м. Послушал альбом один раз и положил на полку. Там он прибывает и по сей день. Художник всегда интересен исканиями, внутренними противоречиями. Пока Кинчев искал и сомневался – был интересен, когда нашёл – стало скучно.

Такова в двух словах история моего отношения к «Алисе». Но претензий к нынешнему Кинчеву в плане творчества у меня нет. Я считаю ситуацию вполне закономерной. Как говорил сам Костя, «я не червонец, чтобы нравиться всем». Я бы ещё добавил: «всем и всегда». Сегодня у него есть немало поклонников. Но группа уже другая и поклонники другие, не те, что были в 1989-м. Увы, Кинчев больше не поёт для тех, кто свалился с Луны…

Тем не менее, творчество группы «Алиса» для меня было одним из главных событий отечественной рок-культуры конца 80-х – начала 90-х прошлого века. Ведь Кинчев  своими песнями сумел достучаться в то время до сердец целого поколения, а это удаётся немногим.
С Днём рождения, Костя!


© В.Пронин

Комментариев нет:

Отправить комментарий